Почему во Львове можно, а в Черновцах пока нельзя? Все, что нужно знать о кинокомиссиях

logo


Знаете, какой сегодня день? Первый рабочий день парламента после отпуска. Верховная Рада уже открыла новую сессию, и наши народные избранники начнут голосовать.

14-м номером в повестке дня значится законопроект № 3081-д о государственной поддержке кинематографа – документ, о котором я прожужжала вам все уши. Сомневаюсь, что нардепы доберутся до него сегодня, но второе чтение в любом случае не за горами. А там и принятие закона, и внедрение этой самой системы государственной поддержки.

Я уже рассказала вам о налоговых льготах и ребейтах (денежных возвратах), о поддержке сети дистрибуции кино и балльной системе при оценке национальных фильмов. Кажется, всем все понятно, но меня засыпали вопросами: «Няня, а кто будет это реализовывать? Куда уйдут денежные потоки? И кто вообще будет тогда работать?» Так что самое время поговорить об одном важном винтике системы государственной поддержки – кинокомиссиях.

Что такое кинокомиссия?

Кинокомиссия (film comission) издалека похожа на государственное учреждение, но на самом деле – некоммерческое общественное объединение, которое привлекает студии и продакшены для съемок в своем регионе, способствуя развитию кинопроизводства. Если забыть, что слово «децентрализация» приобрело в Украине особенный смысл, то кинокомиссии – это децентрализация государственной поддержки кинематографа на места.

Зачем нужна кинокомиссия?

Кинокомиссия исполняет сразу несколько важных функций: привлечение съемок в регион, работа с местными властями от имени продакшенов, агентская работа с местным бизнесом и маркетинг региона.

Если проще – кинокомиссия создается не местным городским или областным советом, но при нем или в сотрудничестве с ним. Поэтому, когда продюсеру нужны разрешения на съемку (а это происходит почти всегда), кинокомиссия может избавить его от необходимости неделями обивать пороги местных чиновников. Кинокомиссия ведет базы данных локаций и активно занимается их продвижением: если продюсеру нужно определенное место для съемок, в комиссии тут же достают каталог и предлагают пять на выбор. Кроме того, кинокомиссия ведет реестр местных смежных бизнесов, и когда продюсеру требуется нанять кейтеринг, чтобы съемочная группа не голодала в полях, или арендовать технику и транспорт, или нанять местный персонал, – ему не придется бросать клич о помощи в соцсети.

Получается, кинокомиссии выгодны продюсерам?

Съемочная группа сэкономит массу времени (а у каждой минуты есть, как вы помните, денежный эквивалент) и массу нервов (которые, в твердую валюту не переводят, а зря). Решив, что часть сцен нужно снимать, предположим, в Дубровнике (Хорватия), как сделали создатели «Игры престолов», продакшен может просто обратиться к местной кинокомиссии, а сэкономленное время потратить на решение более насущных вопросов предпродакшена.

Ну хорошо, а местным властям зачем кинокомиссии?

Все очень просто: продюсеры снимают ваш регион, чтобы потом его показывать на экранах, и каждый съемочный день стоит больших денег. Исходя из этого, выгода первая: реклама самых туристически привлекательных локаций региона и поддержка всего рекреационного комплекса области. Выгода вторая: прямые инвестиции в экономику региона и создание новых рабочих мест. Плюс налоги. Так что со всех сторон – профит.

Впрочем, если местный бизнес, ассоциации и торговые палаты не считают кино привлекательной индустрией для региона – ну не нужно им развивать отельный бизнес, рестораны, туризм – никто не обязует их создавать Комиссию.

Стоп, если кинокомиссия – это так хорошо, то почему их нет в каждом городе?

В каждом городе, конечно же, нет, но в мире существует более тысячи кинокомиссий. Только в Европейской сети кинокомиссий (European Film Commissions Network) их около сотни. Подробнее о сети таких организаций во всем мире можно узнать, изучив карту, созданную Международной ассоциацией кинокомиссионеров.

Выходит, для этого нужно стать членом международных ассоциаций?

Вначале нужно создать кинокомиссию, что всегда делается по инициативе местной власти, бизнес-объединений, торговых палат региона. И содержится кинокомиссия преимущественно за их счет.

Впрочем, членство в международных ассоциациях тоже выгодно. Вот что об этом говорит глава Международной ассоциации кинокомиссионеров Пэт Свинни Кауфманн:

«Сотрудничество и работа команды — это основа игры. Мы работаем как с представителями кино (теле)индустрии, так и с кинокомиссиями во всем мире, которые являются нашими членами. Выгода для индустрии в том, что мы предоставляем им связи с телевизионными и кинопрофессионалами во всем мире, мы выпускаем журнал AFCI Location Magazine с информацией о кино- и телепроектах всего мира, местах съемок, ресурсах. Кроме того мы предлагаем AFCI Global Passport Directory, в которой есть вся необходимая информация о кинокомиссиях и их возможностях в той или иной стране, штате, области или городе. Разумеется, мы представляем продюсерам возможность контактировать с членами Ассоциации напрямую. Мы регулярно проводим семинары, куда приглашаем представителей шоу-бизнеса, ведущих продюсеров, представителей Гильдий американской киноакадемии. Для кинокомиссий-членов Ассоциации интерес заключается в том, что мы представляем их интересы в киноиндустрии. Мы учим их правильно контактировать с продюсерами, рассчитывать экономическое влияние на регион пребывания там съемочной группы».

Заранее предвещая ваш вопрос: годовое членство в Международной ассоциации для кинокомиссии стоит $500.

А не превратится ли это в сеть нахлебников за счет налогоплательщиков?

Кстати, о налогоплательщиках. Экономическая выгода от существования кинокомиссии в регионе – показатель математический, рассчитать его достаточно просто. Европейская и международная ассоциации предлагают несколько формул, с помощью которых местные власти и бизнес могут просчитать, сколько стоит содержание Комиссии, сколько денег в бюджет поступает от каждой потраченной в регионе единицы валюты сейчас и сколько будет поступать, если заработает местная кинокомиссия.

Значит, никакой коррупции?

К сожалению, так просто ничего не бывает. Кроме работы на местах, Кинокомиссии часто передают в управление местный Кинофонд – средства, которые региональный бюджет выделяет для развития киноиндустрии в области. Теоретически кинофонд – полезный инструмент развития, средства из него тратятся только для инвестиций в те проекты, которые действительно продвигают туристическую и рекреационную привлекательность региона и много инвестируют в местную экономику в процессе съемок. На практике же каждая кинокомиссия, управляющая кинофондом, может повернуться к налогоплательщикам задом, к лесу передом.

Нужны ли кинокомиссии Украине?

Во-первых, в Украине как минимум одна кинокомиссия уже есть: в 2015 году по инициативе местных активистов и при поддержке городского совета была создана Львовская Кинокомиссия. Ее возглавила Ольга Райтер. Во-вторых, из-за отсутствия эффективных кинокомиссий многие их функции приходится исполнять активистам – на голом энтузиазме без поддержки местных властей: например, инициатива #КіноКраїна создала ресурс о локациях для съемок по всей стране.

За год работы Львовская Кинокомиссия создала местный Кинофонд, который поможет дофинансировать проекты, полностью или частично снятые в регионе, провела три конкурса кинопроектов, присоединилась к оргкомитету кинофестиваля Wiz-Art, провела сеть образовательных проектов для кинематографистов и помогла нескольким кинопроектам в организации съемочного процесса. Впрочем, судить о работе одной комиссии пока рано.

Как же так: во Львове есть, а в Киеве нет?

Не переживайте, работа в этом направлении уже ведется. В рамках форума KIEV MEDIA WEEK Киевские городские власти проведут круглый стол, посвященный созданию кинокомиссии (и, возможно, кинофонда) в столице. Мероприятие состоится 22 сентября в Колонном зале Киевской городской государственной администрации при поддержке мэра Виталия Кличко и участии заместителя главы КГГА Алексея Резникова. Помочь кинематографистам наладить отношения с властью призваны европейские гости круглого стола – руководитель кинокомиссии в Кракове и директор производства норвежской киностудии FilmCamp. Зарегистрироваться для участия в мероприятии (бесплатно) можно здесь.

Теперь, когда вы понимаете, что это такое, предлагаю встретиться после Круглого стола в Киеве и поделиться впечатлениями. Может, к тому моменту народные депутаты наконец примут законопроект о государственной поддержке кинематографа, и кинокомиссии смогут предложить продюсерам не только красивую полиграфию, но и реальные налоговые льготы.

Фото – location4film.com.ua