Украинский колорит на родине Бетховена
Совместный проект Бетховенского фестиваля и Deutsche Welle успешно стартовал на Украине: концерты молодых музыкантов во Львове и Киеве прошли с аншлагом. Теперь дело за Бонном.
Несмотря на то, что лето – не театральный сезон, билеты на эти концерты во Львовском оперном театре и в киевской филармонии раскупили до последнего. Причина аншлага – первое совместное выступление Федерального молодежного оркестра Германии и национального молодежного оркестра Украины, недавно основанного по немецкому образцу.
Эти концерты молодых музыкантов из двух стран, прошедшие в конце августа, – дипломатия в действии. “Тройной концерт” для скрипки, виолончели и фортепиано Бетховена в исполнении солистов из Германии, с запада и востока Украины прозвучал как музыкальный призыв к примирению. “Для нас, жителей страны, на востоке которой все еще идут бои, сегодня это важнее, чем когда-либо”, – подчеркивает украинский музыкант Ирина Вакулина. Она координирует работу национального молодежного оркестра Украины.
Campus-2017: в центре внимания Украина
Инициаторами его создания являются Бетховенский фестиваль и Deutsche Welle. В рамках международного проекта Campus начиная с 2001 года юных музыкантов со всего мира приглашают выступить в Бонне. “После Мексики в 2016 году и Китая в 2015-м организаторы проекта задумались над тем, есть ли в Европе страна с самобытной культурой, известной далеко не каждому”, – рассказывает представитель Бетховенского фестиваля, руководитель проекта Campus-2017 Томас Шнайдер (Thomas Scheider). “Наш выбор довольно быстро пал на Украину”, – добавляет он.
Оксана Лынив
Лицом проекта стала талантливый дирижер Оксана Лынив. Она еще и настоящий символ диалога культур. Оксана Лынив получила образование в родном Львове, а затем в Дрездене. Сегодня, после работы в Баварской государственной опере, она является главным дирижером оперы и филармонического оркестра города Граца. У себя на родине Оксана Лынив давно завоевала признание.
Для выступления с Федеральным молодежным оркестром Германии на фестивале в Бонне не хватало оркестра-партнера на Украине. “Необходимость создания национального молодежного оркестра назрела давным-давно”, – считает Оксана Лынив. Согласившись принять участие в проекте Campus-2017, она активно занялась поиском талантливых исполнителей. “Это не просто отличная возможность познакомить мир с украинской культурой, это и своеобразный инструмент, с помощью которого можно укрепить единство нашего народа, инструмент, способный помочь молодежи избавиться от предрассудков, существующих между востоком и западом страны”, – рассуждает дирижер в интервью DW.
Марафон репетиций и концертов
Осенью 2016 года на объявление о наборе в молодежный оркестр откликнулось более 200 юных музыкантов со всех уголков Украины. Половину из них в декабре 2016 года пригласили на прослушивание во Львов. Те, кому удалось убедить строгое жюри, и стали участниками украинского национального молодежного оркестра. А 22 августа 2017 года во Львове состоялась его первая совместная репетиция с музыкантами из Германии.
“Я с нетерпением ждал этого дня и все еще не могу поверить, что моя заветная мечта наконец-то сбудется”, – признается Константин Томницкий, 19-летний виолончелист из Одессы. На нем белоснежная сорочка, черный галстук-бабочка и нагрудный платок цветов национального флага Украины. На “семейном” портрете, сделанном на первой репетиции, З0 украинских музыкантов и столько же их ровесников из Германии: почти все инструменты представлены попарно.
Музыканты молодежных оркестров Украины и Германии на совместной репетиции во Львове
“Это были четыре чрезвычайно насыщенных дня”, – рассказывает DW руководитель Федерального молодежного оркестра Германии Зёнке Ленц (Sönke Lentz). “Надеюсь, что нам удалось убедить ребят в том, что Украина – страна удивительной культуры и самобытных традиций, страна, о которой в Германии и в целом в Западной Европе еще мало известно”, – считает он.
По словам немецкой скрипачки Клавдии Шмиц (Claudia Schmitz ), общий язык музыканты двух стран нашли сразу. “Я знала, что украинские исполнители очень сильны, но что настолько, я не ожидала”, – признается девушка. Ее мнение разделяют, однако, не все. Если украинская школа игры на смычковых инструментах считается одной из лучших в мире, то мастерство исполнителей на духовых инструментов еще далеко от совершенства. “Что касается моего инструмента, то должен признаться, что немцы играют лучше”, – вздыхает трубач Леонид Яременко. 21-летний уроженец Луганска проходит обучение в Северодонецке.
Впрочем, для творческого обмена будет еще достаточно возможностей. После совместных репетиций на Украине юные музыканты из двух стран встретятся в Бонне, на родине Бетховена, где 14 сентября выступят с концертом на Бетховенском фестивале, 15 сентября в церкви Святой Елизаветы (Elisabethkirche) в Берлине. В концертной программе прозвучат произведения как немецких, так и украинских авторов. Не обойдется и без премьеры: впервые будет исполнено произведение львовского композитора Богдана Зегина, написанное им по заказу DW.
Смотрите также:
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Древнейшая флейта
Одним из самых первых музыкальных инструментов была дудка, считают археологи. Этот древний инструмент, изготовленный из кости лебедя, был найден на юге Германии, в пещере Гайсенклестерле (Gеißenklösterle). А играли на прародительнице любимой немцами флейты, очевидно, обитатели этого региона более 35 тысяч лет назад.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Альпийский рог
У альпийского рога (или горна) “родственники” есть по всему миру: гигантские трубы длиной от двух с половиной до семи и более метров можно встретить в Тибете, Пиренеях, Карпатах. В зависимости от ландшафта, звук альпийского рога может быть слышен на расстоянии 5 – 10 километров.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Серпент
Он действительно назван в честь змеи, поскольку напоминает ее по форме. Он всегда удивлял слушателей ревущими звуками и испытывал терпение музыкантов, поскольку “благозвучно” играть на изогнутой трубе из дерева, меди, цинка или серебра удавалось лишь немногим.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Играем носом!
Для извлечения звуков этот деревянный инструмент подносят… к носу. И хотя официальный патент на это изобретение под названием Humanatone уже более ста лет покоится в архивах США, прославить его решили недавно. Уроженец Бранденбурга Максимилиан Цыха с воодушевлением мастерит такой необычный инструмент, играет на нем и очень надеется на успех.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Цитра
Ее прародительницей считается греческая кифара. В Германии пик популярности цитры пришелся на XIX век, когда на ней заиграли аристократы. Знаменитый мастер цитры, баварец Антон Киндль даже открыл в Вене фабрику по производству этого чарующего своими звуками инструмента. На снимке – экземпляр, изготовленный в 1850 году.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Бандонеон
Кто бы мог подумать, что именно “саксонские звуки” стояли у истоков знойного танго! Бандонеон использовался в Германии для исполнения духовной музыки. А в Аргентину он был завезен в ХIX веке. Он способен издавать более 144 звуков и делает танго поистине танцем страсти. Известный изготовитель этого легендарного инструмента – фабрика в Клингентале, что в Саксонии.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
С двойным грифом
Изобретателем этого инструмента считается венский мастер Иоганн Шерцер. “Двойная” акустическая гитара сделана на радость звездам рок-музыки!
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Серинет
Очень редкий сегодня инструмент – серинет, “птичий органчик” XVIII века (на снимке), с помощью которого певчих птичек, сидящих в клетке, пытались обучить той или иной мелодии.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Лютня
Любимый инструмент участников немецкого молодежного движения Вандерфогель, зародившегося в конце XIX века. В Европе этот инструмент, используемый чаще всего для аккомпанемента, популярен с эпохи Средневековья.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Стеклянная гармоника
Этот редчайший инструмент состоит из стеклянных полусфер, нанизанных на ось. При вращении полусфер (обязательно влажными пальцами) раздаются звуки. Чем-то напоминает “игру на винных стаканах”, которую в наши дни можно наблюдать на улицах Германии.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Скрипка-трость
Сегодня она – экспонат Музея музыкальных инструментов в Лейпциге. Но идея продиктована практичной модой XVIII века на “упаковывание” инструментов в трость.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Колесная лира
Язычковый фрикционный инструмент, любимец трубадуров и странствующих артистов. Хороша она и на современной сцене, решили участники австрийской группы Faun (на снимке).
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Фисгармония
Звучание этой разновидности гармоники, ставшей в XIX веке “домашним органом”, сегодня имитируют многие современные электронные клавишные инструменты.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Цистра – прародительница гитары
На этой почтенной “красавице” из эпохи Возрождения играли во время проведения службы во Фрайберге еще в XVI веке. Играть на цистре было гораздо проще, чем на лютне, поэтому она была доступна более широкому кругу музыкантов-любителей и считается прямой прародительницей гитары.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Почтовый рожок
Он использовался в качестве сигнального инструмента задолго до появления почты. Говорят, что на таком баварском рожке в XIX веке даже играли гимн Австрии.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Ханг – инструмент новой эры
Инструмент был разработан в 2000 году в Швейцарии. Долгие годы его изобретатели изучали звучание перкуссионных инструментов со всего света. Заказать или купить оригинальный ханг в музыкальном магазине практически невозможно. Инструмент никогда не производился массово.
Флейта для носа и прочие музыкальные чудеса
Губная гармошка…
…бывает и с рожками! Этот редкий экземпляр с необычным звучанием, изготовленный в 1907 году, держит в руках директор Музея губной гармошки в Троссингене Мартин Хеффнер.