Опасно свободный Параджанов на Левандовке

logo


С пятницы, 19 августа, во Львове работает фестиваль Параджанова на Левандовке. Еще неделю в культурно-художественном центре “Спутник”, который реанимировали и спасли от разрушения львовские энтузиасты, а также в Левандовском парке будут проходить мероприятия, посвященные выдающемуся режиссеру.

14034826_170073063424007_7723700888300078312_n

В рамках фестиваля в «Спутнике» можно будет посмотреть инсталляцию «Сергей Параджанов: сновидения XXI века». Яркая экспозиция объединяет рефлексии современных художников на тему фигуры Сергея Параджанова. Проект представляет куратор Виктория Данелян из Музея сновидений в Киеве.

14022251_170073016757345_7840037621394375835_nПараджанов легко и играючи расширил границы познаваемого, а заодно и реабилитировал, освободил кинообраз от любых наслоений, прежде всего литературных. Такое было под силу разве что Феллини.Параджанов личность эпатажная, свободолюбивая и поэтическая, редко с кем столь безоговорочно рифмуется часто противоречивый эпитет «гений». Параджанов автор, возможно, лучшей ленты за всю историю украинского кино «Тени забытых предков». «Тени» неожиданным образом синтезировали в себе фольклорные мотивы, решительный экспериментальный режиссерский стиль и прекрасную операторскую пластика. «Тени забытых предков» первая ласточка и самая высокая вершина украинского поэтического кино.

Фигура Параджанова обросла легендами и мифами, как цветами – яркими, пышными, экзотическими – как и он сам. Например, когда Параджанову запрещали съемки очередного фильма, он вешал себе на шею плакат «Я безработный» и так ходил по Мосфильму. А однажды он послал телеграмму: “Москва. Кремль. Косыгину. Поскольку я единственный безработный кинорежиссер в Советском Союзе, настойчиво прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу, возможно, стану родоначальником в иранском кино”.

В знаменитом фильме Параджанова «Тени забытых предков» есть сцена венчания, когда на Ивана и Палагну надевают ярмо. Оказывается, этот обряд полностью придумал сам Параджанов. Сначала это вызвало недовольство у гуцулов, но в итоге получилось, что гуцулы сами поверили в это. Говорят, что на некоторых гуцульских свадьбах этот ритуал, придуманный Параджановым, проводят до сих пор. Ну по крайней мере, так говорят.

А как-то раз, в свой день рождения, режиссер ходил по киевским улицам и приглашал всех к себе домой. Пришло человек сто. Конечно, в квартиру все не поместились. Но именинник нашел выход: он расстелил на лестнице по всему дому ковры и рассадил гостей на них. Сам Параджанов ездил на лифте между этажами, говоря тосты, а гости пили за его здоровье, сидя на лестнице.

Отрывок из фильма Романа Ширмана «Опасно свободный человек»

С программой фестиваля, мастер-классов и кинопоказов можно ознакомиться здесь